В современном
обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти
бытовыми явлениями. В связи с этим возникает проблема интернет-зависимости у
детей, подчас даже самого раннего, дошкольного возраста. Ведь ни для кого не
секрет, что современные родители, для того чтобы иметь больше свободного
времени, часто используют телевизор или компьютер в качестве средства
занятости своего ребенка.
Ещё несколько лет назад эта
проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами
развития интернета в России, ситуация изменилась: все чаще и чаще
специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную
привязанность к нахождению в Сети.
Некоторые врачи, особенно в
США, даже предлагают считать интернет-зависимость особым заболеванием.
Как возникает эта
зависимость? Сеть-это почти неисчерпаемый источник информации, а человек по
природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать интернет-зависимость как
желание постоянно получать новую информацию. В общем, в этом нет ничего
плохого; проблема же заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети
выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий, вредит
социализации, так как процесс общения в интернете носит специфический, по
сути, односторонний характер. Дети дошкольного и раннего школьного возраста
особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов и картинок в
сети может стать почти навязчивым состоянием. Собственно, приучают ребенка к
этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не
устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно
смотреть и искать в виртуальной реальности.
Ко всему прочему, помимо
проблемы бесконечного «поглощения» информации, существует и другая опасность-
просмотр детьми в сети нежелательного содержимого, сцен насилия, «взрослого»
контента. Порой такое происходит случайно, так как информация, размещаемая в
сети, и ответственность за её размещение фактически никак не регулируется
законодательством, поэтому даже на самом безобидном с виду сайте дети могут
натолкнуться на рекламные баннеры и прочее «недетское» содержимое. Решения
этой проблемы существуют - программы - родительские фильтры, которые
контролируют время пребывания ребенка в сети, специальные детские поисковики,
индексирующие лишь проверенные сайты, браузеры, которые осуществляют доступ
лишь к определенному сегменту Сети.
Впрочем, здесь имеются свои
подводные камни - такие программы годятся только для совсем маленьких детей,
уже школьники могут самостоятельно обойти эти препятствия. Кроме того, они
могут воспринимать это как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше
постараться уже с возраста младшей школы развивать в ребенке ответственность
за свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и
просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.
Кроме того, у детей, долго
сидящих в статичной позе, близко к монитору, естественно возникнут проблемы с
осанкой и зрением.
Как не допустить развития
интернет-зависимости?
Первое, и самое простое - по
возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить
ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной,
если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и
поиск информации не вредны- напротив, в современном мире владение компьютером
приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то,
что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей-
норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени
там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера. Надо с самого начала, как было
сказано выше, заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно,
удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.
Второе. Постараться с самого
начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета-
возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность
материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.
Третье. Не делать из мухи
слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так
как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция
родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в
виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.
Важно даль ребенку
альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом
помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет
иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители
не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.
Также зависимость от
интернет-сёрфинга может свидетельствовать, особенно у школьников переходного
возраста, о наличии психологических проблем - если ребенок не может себя проявить
в школе, если дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто
забыть о своих проблемах.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий