Дорогие
друзья! Как часто мы не знаем, что порекомендовать почитать детям. Детских книг огромное множество и выбрать нужное издание
родителям бывает сложно. Этот обзор посвящен
изданиям, которые на своих страницах отражают и рецензируют детские книжные
новинки. Он будет полезен и библиотекарям. Выбирайте сами, выбирайте с нами! Ссылки кликабельны.
Автор
материала - Вита Градова.
Про беглые обзоры.
На сайте
журнала «Афиша» рубрику «Новые детские книги» ведет Дарья
Варденбург. Она пишет совсем маленькие, но бойкие ежемесячные обзоры про 5-7
примеченных ею книг. На каждую книгу приходится отзыв совсем небольшого объема
— в один абзац, но Варденбург успевает лаконично описать, что в книге хорошо, а
что плохо, и — чтобы было интересно и легко читать, — вставляет пару образов,
цитат или остроумных комментариев.
Про серьезные издания.
Уделяют
немного внимания детской литературе и взрослые издания. На Openspace.ru колонку о детской литературе ведет Мария
Скаф. Ее статьи — это всегда попытка не просто рассказать про конкретную
детскую книгу, но осмыслить ее как явление, понять ее значение в масштабе —
например, в масштабе искусства книжной иллюстрации или российского рынка
детской литературы. Материал для своих колонок Мария Скаф обычно выбирает
соответствующий — чаще всего это иллюстрации неординарных художников, из тех,
что балансируют на тонкой грани между взрослым свободным искусством и детской
графикой. Или же Скаф пишет на проблемные темы («что могут сделать детские
иллюстраторы в смутные времена»), про сложные, спорные или незамеченные книги.
Также на Openspace можно найти ее интервью с важными фигурами современной
детской литературы.
С меньшим
размахом и с большей сосредоточенностью на книгах как таковых ведет свою
колонку в журнале «Коммерсант-Weekend» Елизавета Биргер. Раз в пару недель появляется
ее статья про какую-нибудь из детских новинок. Материалы получаются вполне
«коммерсантовскими» — плотные, насыщенные рецензии представляют собой
динамичный и информативный разбор.
Про отдельные рубрики.
Удобный и
приятный раздел о детских книгах можно найти в неожиданном, казалось бы, месте
— на сайте издательства «Розовый жираф». Они рекомендуют книжки —
не свои, а других издательств («Да-да, вы не ошиблись, других. — пишут они
сами. — Ну что же делать, если кто-то успел опубликовать их раньше нас!
Главное, что книжки эти замечательные и их никак нельзя пропустить»). Причем
порекомендовать они успели уже довольно солидное количество книг. На каждую
есть небольшая, но дельная и ладно написанная рецензия (автором, которого так
хочется похвалить, указан некто Розовый Жираф). Искать нужные книги можно
перемещаясь по вкладкам разных возрастов.
Сориентировать
среди огромного выбора детской литературы старается и сайт об оптимальном
использовании родительского времени Fly-Mama. Рецензии автора рубрики «Книги
для детей» Евгении Шафферт всегда неторопливы и очень обстоятельны, в них можно
найти примерно все о книге: как она появилась, что в ней происходит, чем она
хороша и зачем нужна. При этом описания не лишены некоторой симпатичной
экспрессии. А еще интересно, что автор рубрики кроме обычных детских книг не
ленится оценить и некоторые дидактические материалы для детей, например, по
русскому языку, математике, физике.
Про специальные сайты.
Папмамбук —
сайт, целиком посвященный детскому чтению. На нем есть материалы не только о
детских книгах, но и о самом процессе: о том, как ребенок учится читать, как
родители читают вместе с ним, как он заинтересовывается книгами. Об этом
рассказывают статьи педагога и главного редактора Папмамбука Марии Аромштам а
также свидетельствуют сами участники процесса. 11-тилетние дети серьезно и
вдумчиво делятся впечатлениями от прочитанного за месяц;
детские писатели вспоминают, как сами впервые начали складывать слоги; читающие
с детьми мамы ведут дневники своих достижений (например, остроумный дневник Анны Рапопорт: «12 октября: Сегодня мы
прочитали «Федорино горе» раз пять… 17 октября: «Федорино горе» читаем
ежедневно и неоднократно… 1 апреля: Давно не читали про Федору. Но как только я
взяла в руки Чуковского…»).
Заметки о
новых или просто интересных детских книгах тоже пишутся с упором на то, как их
читать и как использовать для развития ребенка. Рецензии рассказывают о
психологической подноготной книги: что она на самом деле в себе несет, как
прочитывается, какую реакцию ребенка вызывает, чему может его научить. Книга
рассматривается не как произведение искусства (хотя слова о ее достоинствах и
недостатках тоже, конечно, произносятся), но как инструмент развития. Марина
Аромштам и другие авторы Папмамбука описывают, как этот инструмент работает,
как с ним обращаться. Интересно то, что Аромштам не пользуется педагогическими
клише и обычно предлагает по-новому переосмысливать книгу, соотносить ее с
современным сознанием. Она указывает, какие штампы надо изживать, к какому
прочтению и пониманию стремиться.
Впрочем,
легко привлекающий к сотрудничеству самых разнообразных людей, Папмамбук не
ограничивается собственными рецензентами. Для него делятся опытом и мнениями
«эксперты», то есть люди всяких важных профессий: писатели, поэты, переводчики,
психологи, педагоги. Один из регулярных рецензентов — детский поэт Михаил
Яснов. На Папмамбуке он занимается как раз поэзией — рассказывает о
появляющихся книгах детских стихов. Он всегда старается указать место автора
внутри русской традиции детской поэзии и разбирает стиховую технику — как стихи
устроены и чем привлекательны для ребенка.
На Папмамбуке
можно также найти полемику о книгах спорных, беседы с известными или, наоборот,
только появившимися фигурами детской литературы, детской иллюстрации или
книгоиздательства, тематические списки книг для детей разных возрастов.
БиблиоГид —
сайт о детской литературе, созданный силами одного из отделов Российской
Государственной Детской Библиотеки (логичным образом, это отдел
«рекомендательной библиографии»). Он существует уже более 10 лет — для
электронного издания, это очень солидный срок, а в случае БиблиоГида еще и
огромная наработанная база информации о детских книгах. На сайте можно
отслеживать новинки книжного рынка, можно искать материалы о «забытых», редких
книгах или русской и зарубежной детской классике.
На БиблиоГиде нет явного педагогического
посыла, к детской книге относятся скорее как к явлению литературному,
художественному, чья эстетическая состоятельность и есть его важнейшая
ценность. Она же и рассматривается как залог пригодности для детского чтения и
воспитания. А еще книга здесь — объект духовного переживания. Многие статьи и
материалы о писателях, о любимых книгах детства, о заметных новинках написаны в
манере личного высказывания, впечатления. Впрочем, учитывая, что авторов у
БиблиоГида довольно много, интонации оказываются оченьразными: кто-то пишет
более эмоционально и импрессионистично, кто-то более выдержанно и вдумчиво.
В том, как организован сайт,
чувствуются библиотечные корни его создателей. БиблиоГид вертит, рассматривает,
описывает и каталогизирует детские книжки со всех сторон. По писателям, по
художникам, по героям, по читателям. Даже по дням месяца — в разделе «Календарь» находится
заметка о чем-нибудь, связанном с детской литературой, почти на каждую новую
дату. Новостям также отводится значительное место. На сайте есть краткий, все
время обновляющийся обзор
последних детских книг, а также короткие или более подробные
рецензии на самые заметные из них. БиблиоГид обычно не только хвалит книги
хорошие, но и предупреждает о плохих. В разделе «Знакомство» «на пробу»
вывешивают произведения молодых, подающих надежды, или как раз становящихся
популярными российских авторов и переводчиков.
Про журналы профессионального
сообщества.
Существует два подобных журнала: «ХиП
— Художник и писатель в детской книге» под редакцией искусствоведа и
иллюстратора Лидии Степановны Кудрявцевой и совсем новенький, только что
выпустивший второй номер — «Переплет». Хотя оба журнала рассчитаны прежде всего
на тех, кто профессионально занимается детской книгой, в них тоже можно найти
рецензии на новинки или заметные издания.
«ХиП» журнал
печатный: на него надо подписываться или искать в специальных магазинах, на
книжных мероприятиях. Каждый номер посвящен какому-нибудь одному художнику
детской книги: содержит его графические работы (а журнал печатается в отличном
качестве), статьи о его творчестве, размышления и воспоминания. Например, были
уже номера про Мая Митурича, Владимира Лебедева, Льва Токмакова, Татьяну Маврину.
Также журнал пытается информационно поддерживать молодых авторов и художников
издательства. Правда, все равно «ХиП» немного ностальгическая форма: несмотря
на современное оформление, язык и способ говорения многих его авторов
напоминает о советском искусствоведении и периодике прошлых лет.
«Переплет» пока можно почитать только в
интернете, хотя оформляется он как полноценный, «переплетенный» журнал. Он
создается представителями профессионального «детлит» сообщества (среди его
авторов, например, много молодых детских писателей, а номер иллюстрируют современные
художники) для всех работающих в сфере детской книги. У него очень нелегкая и
очень дельная задача: создать площадку для конструктивного диалога, говорения о
нынешней ситуации детской литературы, ее проблемах, нуждах и условиях
выживания. И первые два номера вполне с этим справились. Правда вот, почему-то
читать книжные рецензии в «Переплете» тяжело. Возможно, так как пишутся они
изнутри «кухни»: в них много о том, что должно быть в детской книге, о том, что
ей хотелось бы разрешить. А настоящее хорошее-плохое — то ли перепутано, то ли
слишком неаккуратно оценено. Но зато по многочисленным интервью и размышлениям
самых разнообразных около-детлитовских людей, которых достаточно в журнале,
можно самому многое понять и приметить о детских книгах.
Читайте с удовольствием!
Комментариев нет:
Отправить комментарий